Выкуп больницы «Большие Соли» - как это было на самом деле

18.04.2013
Исповедь авантюриста — как мы покупали больницу.
bvl_lechebn_Korp.jpg
 25 апреля 1991 года на заседании президиума Ярославского облисполкома был зарегистрирован первый в новейшей истории устав предприятия коллективной собственности МЕРЕПРЕКС «Большие Соли», то есть МЕдицинское РЕабилитационное ПРЕдприятие Коллективной Собственности. Прошло 22 года. Как это было!

 Я был в приятельском отношении с председателем облисполкома В.А. Ковалевым — умнейшим человеком. Как-то, зная мой свободолюбивый характер, он предложил мне выкупить у государства больницу.
 Представляете, по тем временам, что это такое?
 Никто ничего не знает, разруха, в Верховном Совете одни дебаты, а тут: «Купите больницу!» Вначале был шок, потом определилось помешательство, а после пришло и осознание перспективы. В.А. вывел меня на академика Бунича — идеолога закона о собственности в СССР, который все разложил в теории по полочкам, помог с уставом, который составлялся кандидатом экономических наук — очень грамотным экономистом из Костромы. Вооружившись определенными знаниями, пошел я в коллектив.
Представьте себе вчерашних комсомольцев, коммунистов, передовиков и т.д., а тут главный врач говорит: «Давайте сбросимся и выкупим наше орудие производства!» Прямо по К. Марксу.

 Убеждал я коллектив более месяца. Учил их и учился сам. Благо в это время у нас уже был бригадный метод работы. Это врач и приданные ему специалисты, они сами вели учет всех процедур и качества лечения. Соответственно этому и начислялась заработная плата. В общем, коллектив созрел. При одном воздержавшемся проголосовал за выкуп. Протокол с волеизъявлением коллектива лег на стол Владимира Андреевича. Вот тут и началось. В области никто не знал, оказывается, кто хозяин того или иного объекта, где областная собственность, где городская, где районная, что к какому ведомству по закону относится. Всю жизнь думали, что все наше советское, а оказалось совсем не так.
Пришлось принимать решение облисполкома о делегировании прав управления областной медицинской собственности облздравотделу, после чего была создана специальная комиссия по оценке стоимости больницы. Одним из условий выкупа, как посоветовал Владимир Андреевич, должен был стать 100-процентный выкуп всех средств без передачи в безвозмездное пользование. Он мне пророчески сказал: «То, что купил, не отберут, а то, что подарили, могут и вернуть обратно в лоно государство!»

 Мы так и поступили. С помощью друзей оформили кредит в Соцжилбанке под 6% годовых 1 млн. 100 тыс. рублей? Которые вернули через полгода, и стали ждать заседания президиума облисполкома. Читатель не представляет, какое внимание было приковано к процессу, сколько было скептиков, подлецов, которые не верили и ставили палки в колеса. Они не допускали и мысли, что кто-то уйдет из под влияния и их контроля. Заседание президиума собиралось 5 раз в течение одной недели. В.А. уговаривал членов президиума как мог, а те как стадо баранов — не допустим и всё! Последнее заседание — пятница — погожий день. В.А., открывая заседание, говорит речь: «Вы, ретрограды, дальше своего носа не видите ничего, и если вы сейчас откажете мне и проголосуете против, значит вы не доверяете мне, и я вынужден буду покинуть этот пост немедленно.» И это явилось шоком. За исключением одного председателя колхоза и главного врача одной из областных больниц все 15 членов проголосовали «ЗА».

 А потом наступил понедельник, и мне поступает звонок из департамента здравоохранения с требованием приема комиссии по проверке больничных листов, и я с огромным чувством гордости ответил отказом. Инспектор поперхнулась от такой наглости и побежала к заведующему. Тогда работал заведующим облздравотдела Бобров А.А., который ей и сказал: «Всё! Руки у нас коротки!» Наш опыт дошел до правительства, и в 1992 году постановлением правительства РФ было запрещено выкупать учреждения здравоохранения, спорта, народного образования. Вот и сказке конец. А дальше будни, борьба за свои права, свое достоинство, сохранение больницы, людей от посягательства серых, белых, черных захватчиков.
 Переход к акционированию и т.д.

 Что получил коллектив: вся стоимость больницы, а это 448 845 рублей, была разбита на доли в зависимости от зарплаты, стажа работы, и передана коллективу, который передал эти доли мне в оперативное управление. Надо сказать, что в 1992 году нас посетила делегация китайских специалистов по собственности. Их и многих других коммунистическая партия Китая разослала по всему миру целью получения оптимальной структуры передачи средств производства народу, и наша система была признана лучшей, и я выезжал в Пекинский университет и читал две лекции преподавателям университета, как это было на самом деле, а в 2007 году в университете города Хайфа в Израиле.

 Что мы получили: свободу — это главное, и второе главное — материальные блага. Ликбез: выкуп производили на основании Закона о собственности в СССР — 1990 год. Затем Приватизация или выпуск акций на всю сумму стоимости основных средств по Чубайсу — 1993 год.

 Генеральный директор ОАО БВЛ «Большие Соли», Заслуженный врач РФ А.А. Барбакадзе

Окунитесь в минеральную воду большого бассейна!